Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

О форме лица, пороках и добродетелях

Форму лица, сколь бы индивидуальной или уникальной она ни была, можно описать через одну из семи схем. И, как принято у художников, схемы эти по возможности приведены к геометрии. Начнем разбираться. Причем сделаем это, поглядывая на портреты именитых граждан Древнего Рима. Я потому выбрал их, что в силу ряда достаточно интересных причин римские скульпторы создали первые в истории искусства по-настоящему живые и похожие на свои прототипы портреты. Бережно сохранив все «неправильности», а порой и уродства оригиналов.

1. Овальное лицо

То есть такое, каким оно и должно быть в идеале. О нраве такого человека судить непросто, и для создания индивидуальности предстоит обратить особое внимание на детали. Именно им придется взять на себя труд обеспечить первое впечатление от личности. И превратить образ из нейтрального в характерный. Скажем, на портрете императора Домициана подобной яркой чертой являются губы. Брезгливо сжатые, вытянутые в неприятно тонкую ниточку, «сползшие» слишком близко к носу, они лучше любых исторических хроник изобличают в нем слабовольного и крайне жестокого правителя.

2. Круглое лицо

Ни прибавить, ни убавить. Именно что почти идеально круглое. Такого человека в древних героических песнях скорее всего с восторгом назвали бы «луноликим». В наше прозаическое время говорят, что лицо у него будто нарисовано циркулем. И дело здесь вовсе не в толщине щек, а в самом строении черепа. Вот, например, император Тит Флавий Веспасиан, простолюдин по происхождению, солдат до мозга костей, имел строение вовсе не тучное, а скорее мощное. И лицо какого-нибудь сытого сержанта. Что не мудрено — разрушитель Иерусалима Тит душой всегда принадлежал казарме.

3. Ромбовидное лицо

Узкий лоб, очень широкие скулы и узкая нижняя челюсть. Несмотря на нелестные подробности, люди с подобной формой лица, как правило, отнюдь не производят отталкивающего впечатления. Разве так уж неприятен Гней Помпей, полководец и неудавшийся царь? Пусть он был нерешителен и не столь умен, как его противник Цезарь, однако называть его никчемным и подлым человеком не смели даже враги. Приплюснутый лоб не помеха для того, чтобы при жизни почти заслуженно получить титул Великого. Вот только глаза при слишком широких скулах кажутся немного поросячьими.

4. Квадратное лицо

Про такое говорят: вырублено топором. И верно — взяли чурбачок, обтесали с четырех сторон и так же грубо, по-крестьянски, ляпнули еще пару раз, чтобы появились нос-губы-прочее. Именно у обладателей такого лица чаще всего бывает пресловутая «квадратная челюсть». Достаточно одного взгляда на человека, чтобы безошибочно определить: перед нами истинный солдат, предпочитающий прямую атаку всяческим хитроумным планам. Таким и был в расцвете лет император Константин Великий. Зато лепить такому памятник — одно удовольствие.

5. Треугольное лицо

Лоб и скулы широкие, ниже лицо резким клином сужается к подбородку. Форма, нет слов, несколько дамская. Чем меньше подбородок тем более ангельский вид будет у обладателя такого вот «лица сердечком». Впрочем, внешность обманчива — поглядите-ка на невинный облик прославившегося жестокостями и безумием императора Калигулы. Такой контраст наружности и нрава производит куда более сильное впечатление, чем выражение самой бешеной злобы.

6. Трапециевидное лицо

Лицо от скул и ниже как бы расползается вширь, к выступающим челюстным углам. Прибавьте к этому узкий лоб — и трапеция готова. Про человека с такой внешностью говорят, что у него «лицо грушей». Это просто образ, ничего обидного. Хотя неизвестно, как отнесся бы к нему император Авл Вителлий. Впрочем, ему ли обижаться на нелестные прозвища — самый заурядный человек, расточитель и пьяница, он бездарно развязал гражданскую войну и столь же бездарно проиграл ее. Тяжелая челюсть гурмана и неширокий лоб посредственности — такое лицо обличает своего «хозяина» куда красноречивее любого политического противника.

7. Удлиненное лицо

Название говорит само за себя. Можно добавить разве то, что подобная удлиненность создается в основном за счет высокого лба и несколько непропорционально вытянутого подбородка. Если вы задумали слепить мелкого чиновника, книжного червя или посвятившего себя борьбе за свободу аскета — используйте этот тип лица, не ошибетесь. Заговорщик и тираноубийца Марк Юний Брут — тому яркий пример. Именно он, идеалист и стоик, возглавил заговор против Юлия Цезаря и в числе прочих воткнул кинжал в бывшего друга. А после долго метался между верностью республике и любовью к библиотечной тишине.

***

.

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com

Сергей Олюнин