Военно-историческаяи не только |
МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ. |
Последние обсуждения на форуме:
О плоскостях и планах лиц.
Схематичное изображение головы, сознательно упрощенной до рубленных плоскостей, или, как их еще называют профессионалы, планов, называется обрубовкой. Такое издевательство над человеческим образом дает наглядное представление о том, как и куда поворачивает форма и под какими углами друг к другу расположены отдельные элементы. С обрубовки обычно начинают лепить и рисовать голову те, кто учатся на художника.
Однако подобное уродство — не простое упражнение для ума и рук. Если вы по странной прихоти слепите подобного «дроида», а потом скруглите грани, то выйдет вполне человекообразная персона. Голова и лицо, получившиеся в результате такого сложного метода, будут исключительно правильными и пропорциональными.
Самое начало пластической анатомии
Обрубовка учит упрощать форму, превращать ее из некоторого нагромождения холмиков и впадинок (понять логику которых на первых порах крайне сложно) в единую плоскость, имеющую начало, конец, направление и площадь. Кроме того, грани отмечают те места, где одна форма начинает перетекать в другую. А вот почему это происходит, в каком направлении и какова логика этого перерастания — это уже предмет внимания анатомии. Точнее, пластической анатомии — науки об устройстве внешней формы тела в покое и движении.
Наглядное пособие
Но вернемся к обрубовке. Я человек разумный и не стану настаивать, чтобы вы попробовали повторить этот, с позволения сказать, портрет (что, впрочем, было бы весьма полезно и похвально). Однако попрошу все время работы над пластилиновой головой обращаться к нему в случае, если возникнут сомнения в направлении некой формы, ее угла относительно соседних форм и ее отношений с ними. Поверьте, когда вы научитесь соотносить плоскости и видеть законы, которые на них влияют, тогда процесс создания скульптурки (а то и СКУЛЬПТУРЫ) пойдет легко и приятно.
От центра к бокам
Теперь же проведем поверхностный анализ того, что видим на обрубовке анфас. Представьте себе, что ваш взгляд — это луч сканера. Начните сканировать лицо от центральной оси, проходящей через середину лба, нос и середину подбородка.
Прежде всего вы видите, что лицо имеет очевидный передний план (область А).
Луч ползет дальше, теперь их уже два, и они одновременно двигаются вправо и влево. Понятно, что с собственным взглядом это проделать мудрено, да и не стоит. Обрубовка по умолчанию идеально симметрична, и потому мы можем просто механически применять результаты наблюдений над правой половиной к левой. И наоборот.
Итак, плоскости обеих половин лица поворачивают от переднего плана «в глубину», причем по бокам носа и подбородка они делают это достаточно полого (области Б).
Затем плоскости внезапно меняют «угол глубины» и резко, почти перпендикулярно переднему плану «уходят» к ушам (области В).
Планы лба, надбровных дуг и скул не имеют явно выраженных углов и поворотов формы. При большой доле воображения их можно даже принять за ровные площадки (области Г).
От глаз — выше и ниже
Только что мы оценили форму головы, как бы сканируя ее от центральной вертикальной оси, проходящей через нос. Пришла пора изменить направление взгляда и просканировать обрубовку вверх и вниз относительно горизонтальной оси.
Ось эту мы условно проведем через внешние углы глазных впадин (Д), так как примерно по этому уровню голова разделяется на две основные крупные формы: свод черепа и лицевую часть.
Если проследить форму головы от темечка до подбородка, она напоминает рубило каменного века (6), универсальное орудие труда древних людей, имевшее каплевидную форму. Плавный свод головы (Е) начиная с уровня скул резко сужается вниз, к подбородку (Ж). Если продолжить аналогию с рубилом, то условный пещерный человек должен был бы держать свое орудие-голову за темечко, подбородком же долбить по куску дерева.
Боже, какой людоедский бред он несет!
Зато вышло как нельзя более наглядно и доходчиво.
Профиль: метод Микеланджело.
Теперь посмотрим на обрубовку в профиль. И представим себе, как человек медленно-медленно появляется из-за угла дома. Сначала мы видим нос (7). Потом к нему добавляются губы (8). Затем подбородок (9). Следом надбровные дуги (10). За ними передний край скулы (11). И от этого места форма, ни за что не цепляясь, стремительно движется к затылку, по дороге раскланявшись с ухом, что случится ровно на середине пути.
Говорят, похожим приемом пользовался величайший скульптор Возрождения Микеланджело. Подмастерье клал глиняную модель будущей статуи в ящик с водой и постепенно приподнимал ее, так что над поверхностью шаг за шагом выступали все новые подробности. Мастер, который хотел повторить свою модель в мраморе, постепенно высвобождал из камня детали с оглядкой на то, что именно и на какую высоту появилось сейчас над водой.
***.
Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com