Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

О складках на одежде

Какую бы фигурку вы ни взялись лепить (за исключением совсем голой или закованной в броню), вам не удастся избежать работы над складками.

Складка — это часть ткани, собравшаяся в гармошку. Подобные «волны» возникают на свободно свисающей материи. Возьмите простыню за середину, поднимите так, чтобы она не касалась пола — вот вам самый простой вид складок. То же самое можно увидеть на свободно висящих шторах.

Но что произойдет, если ткань, которую влечет вниз сила земного притяжения, встретит на пути препятствие? Она начнет в этом месте собираться... верно, опять же складками. Но они растекутся по названному препятствию, тщетно стремясь обогнуть его. Так вода обтекает упавшее поперек потока бревно. Подобной преградой может служить пояс — как у так называемого «Возницы из Дельф» (1), или поверхность, на которой стоит человек — как у фигуры пророка с портала Страсбургского собора (2). Достигнувшая «критической точки» складка, стремясь расположиться вдоль неожиданной помехи, немедленно поменяет направление движения.

Однако простая наблюдательность должна подсказать вам, что в одних и тех же условиях ткань может лечь совершенно разными складками, отличающимися и формой, и размером, и частотой. Это зависит от того, из чего сшита данная вещь.

Складка на легкой ткани будут свисать, на плотной — топорщиться. Волны складок мягкой на ощупь материи получаются плавными, «пухлыми», без резкий граней и сломов. На жесткой же они рельефнее, провалы между ними резче, а «вершины» складок становятся более острыми.

В одинаковых условиях на сходных поверхностях не могут залегать складки разных типов. Острые и мелкие не должны соседствовать с округлыми и тяжелыми. Так что прежде чем браться изображать складки какой-то определенной части одежды, мало просто посмотреть на рисунок и запомнить их форму и расположение. Надо попытаться ощутить под руками материал, из которого сшиты эта рубаха и эти сапоги.

Приглядимся повнимательнее к различным «сложным» видам складок. Все, что вы прочитаете ниже — вовсе не бессмысленная попытка разложить все по полочкам. Цель этих заметок — научить вас видеть в хаосе мятой ткани простые элементы, из которых она состоит. И потом уже с их помощью создавать в пластилине все великолепие (или убожество) одежд.

Складка-конус

Лично мне она всегда напоминала двигатель космического корабля (3). Узкая сверху, внизу эта складка расширяется и утолщается. Не встретив препятствия она, начавшись практически в одной точке, разворачивается в конце ровной дугой. Это очень хорошо видно на статуе святого Бруно работы испанского скульптора Хуана Монтаньеса (4). Разница в ширине между верхней и нижней частью зависит от ткани. На плотной (или грубой) материи, которая склонна «топорщиться», расширение это не так явно — оттого, что и начинается такая складка не узким клином, а широким «холмом». И нижняя «арка» ее в этом случае будет очень пологой (5). А вот легкая ткань образует крутую арку (6), при этом расширяясь очень широким клином. Более того, часто легкий и мягкий материал образует складку «с глубиной» (7).

Складка-гармошка

Она образуется в тех случаях, когда ткань (или кожа, или нечто подобное) надета на некую форму, напоминающую цилиндр. Чаще всего это или рука, или нога. На ноге такие складки образуются главным образом на голенище сапога. Сама идея их не сложна: цилиндр, образованный материалом, сжимается, встретив препятствие в виде стопы, и на поверхности появляются складки с острыми вершинами — действительно похожие на ряд мехов гармошки — как на этой бронзовой статуэтке XIX в. (8). Что-то в этом роде мы видим на левом рукаве лондонского памятника Флоренс Найтингейл (9). Складки-гармошки располагаются примерно параллельно друг другу. Однако в этом «примерно» — вся соль и вся красота подобных деталей. Конечно, ни о какой строгой геометрии речь здесь идти не может. Складки чуть завалены друг относительно друга, одна толще, ее соседка тоньше. И по высоте они, пусть и немного, но отличаются. Кроме того, складки-гармошки бывают двух видов: прямые (А) и Х-образные (Б). Последние состоят из двух элементов, у которых есть общая «точка (или, скорее, холм) соприкосновения». Ткань сморщивается то так, то эдак — и все в результате некой случайности, не поддающейся анализу.

Толщина и острота этих складок тоже, разумеется, зависят от материала и поэтому подчиняются уже приведенным основным правилам.

Складка-карман

Так я их называю потому, что они в классическом своем виде и правда напоминают оттопыренный карман (10). Такая форма возникает в основном на довольно плотных тканях — там, где обычная складка, идущая вниз, образует угол, после которого разворачивается устремляется вверх. А так как вслед за ребром (передней границей складки) меняет направление движения и вся остальная масса «складочной» ткани, то под изломом повисает тяжелая форма. А вот над границей ткань, лежащая выше складки, «проваливается» внутрь нее, как в карман. Конечно, в большинстве случаев эта конструкция не так бросается в глаза, как на статуе святого Иоанна, изваянного Донателло (10). На бюсте микеланджеловского Брута (11), складки, хотя и ведут себя совершенно «по-карманному», все же не так явно напоминают упомянутую часть одежды.

Складка-стрела

До сих пор мы говорили о случаях, которые могут показаться сложными — если не знать, куда, на что и как смотреть. Но существуют и простые складки, которые возникают на натянутой ткани — как возникли они, например, на рукаве и боку Петра I работы Михаила Антокольского (12). Они идут по направлению наибольшего натяжения, начинаются узким клином, посередине утолщаются и таким же клином опять тонут в ткани. Чаще всего они бывают прямыми, как стрела. Отчего и получили свое название.

***

Не будем много говорить о просто сморщенной ткани, которая обычно заполняет место между «принципиальными» ее изгибами. При лепке с ними надо обращаться очень осторожно, по возможности уменьшая их количество и приводя к единой системе те направления, в которых они развиваются. Иначе немыслимое количество деталей может «заштриховать» всю работу и испортить ее.

Также не стоит рабски копировать складки с иллюстрации. Посмотрите на них, поймите, о каком качестве материала «говорит» художник, а потом сделайте так, как подсказывает логика и поза вашего героя. Потому что бездумное подражание неизбежно приведет к печальному результату. Если механически переводить изгибы и извивы с картинки в пластилин, то выйдет лишь куча вздутий и провалов, не имеющих отношения ни к фигуре персонажа, ни к тому, из чего сшита его одежда.

Но это вовсе не значит, что нельзя перенести на свою работу какой-то особенно понравившийся элемент исходной иллюстрации, какой-то особенный изгиб материи. Бога ради, берите, пользуйтесь — но так, чтобы он не выделялся на общем фоне ни объемом ткани, который понадобился данной складке для «вспухания», ни остротой граней.

***

.

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com

Сергей Олюнин