Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Об опоре на одну ногу и телесной механике

Поговорив о равновесии, логично переходим к хиазму — позе, которую принимает человек, когда переносит вес тела полностью на одну ногу. Фигура в хиазме выглядит экспрессивной, живой и выразительной. Кроме того, на данном примере можно увидеть, как взаимодействуют друг с другом отдельные части тела, пришедшие в движение. И как при изменениях в одном «узле» по фигуре проходит волна перемен, достигающая порой самых дальних ее точек.

Человек опирается на две ноги

Сперва посмотрим на «неинтересную», симметричную и сп окойную позу. Человек равномерно распределил вес между обеими ногами. И та, и другая являются опорными и несут равную нагрузку. Следовательно, система «рычагов» и в правой, и в левой действует одинаково. Ось равновесия фигуры (А) «классически» приходит в точку между двумя пятками (Б).

Если торс пребывает в покое, то оси плечевого (В) и тазового (Г) поясов расположены строго горизонтально и, естественно, параллельно друг другу.

2-3. Нога, несущая половину веса тела

Разберемся с тем, как работает нога, несущая вес тела на пару с другой (2). Упростив все сложные массы до геометрических фигур, получим конструкцию, где Х — бедро, Y— колено, Z — голень, G — стопа.

Однако эта схема мало соответствует действительности. Ибо нога — это система рычагов, каждый из которых своим усилием компенсирует усилие другого. И у ноги, в каком бы положении она ни находилась, все четыре отдела обязательно «убегают» от центральной оси симметрии (3). Причем смежные отделы наклоняются в противоположные стороны. Бедро (X) — влево, колено (Y) — вправо, голень (Z) — опять же влево. Стопа остается прямой, однако под тяжестью тела несколько смещается к внешней стороне ноги (G).

4. Человек переносит вес тела на одну ногу Body-2.jpg

Теперь внимание. Наш подопытный по команде «вольно» перенес вес на правую ногу, левую же расслабил так, что она просто повисла, будто белье на веревке. Чаще всего ступня свободной ноги даже не стоит всей плоскостью на земле, а лишь легко и изящно касается ее одним своим краем. Точка равновесия (Д) перемещается под пятку опорной ноги. Из-за этого различные отделы фигуры совершают изящный танец вокруг оси равновесия.

Для того, чтобы не потерять равновесие, тело начинает смещать и перекашивать два своих главных пояса — тазовый и плечевой. Движение первое: то крыло таза, к которому «прикреплена» свободная нога (Е), вдруг опускается вслед за ней. Таз дает заметный крен в сторону свободной конечности (Ж–Е).

Движение второе: коромысло плечевого пояса (З–И) ради сохранения равновесия наклоняется в сторону, противоположную той, в какую наклонился таз.

То есть как только человек переносит вес тела на одну ногу, то со стороны этой ноги крайние точки плечевого (З) и тазового (Ж) пояса начинают сближаться, а со стороны свободной ноги — расходиться (И–Е).

5. Изгиб позвоночника

Так как оба пояса «закреплены» на позвоночнике, тому не осталось ничего другого, как ради сохранения все того же равновесия изогнуться дугой, перемещая плечевой пояс в то положение, которое мы уже рассмотрели. Если руки при этом висят свободно, то в силу того, что точки их прикрепления оказываются на разном уровне, одна кисть оказывается выше другой.

Естественно, что вместе с позвоночником изменяется и форма торса. Со стороны «К» она как бы натягивается, становится визуально длиннее, а со стороны «Л» будто сокращается, «уходя» нижней частью в таз. В результате этого перекоса левая рука (К) плечом касается грудной клетки, а предплечье повисает свободно. Правая же рука (Л), напротив, в плече отстоит от тела, а ее предплечье ложится на тазовый пояс.

6. Нога, принявшая на себя весь вес тела

Теперь обратимся к опорной ноге. То крыло таза, к которому она «крепится», чтобы не дать фигуре упасть, сместилось влево. А ступне пришлось остаться в точке равновесия. Взаимное смещение частей, едва намеченное в примерах 2 и 3, стало более явным (6-а).

Если представить это в несколько утрированном виде, можно выделить дополнительные направления движения отделов ноги (6-б). Бедро стремится в направлении «X». Голень противостоит этому и создает движение по направлению «Y». Колено компенсирует оба смещения и не дает ноге «разъехаться».

***

.

Наш герой, устав стоять в одном положении, просто переменил позу. И мы получили возможность проследить за тем, как самое простое движение заставило включиться удивительную механику человеческого тела. И произошло это лишь потому, что беспокойная фигура просто не захотела рухнуть на землю, а постаралась устоять в вертикальном положении.

***

.

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com

Сергей Олюнин