Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

О равновесии фигуры

Опора на две ноги

Установить фигуру на подставке так, чтобы она не «заваливалась», в теории проще простого.

Представьте, что ваш персонаж стоит, расставив ноги, тело держит прямо и смотрит перед собой. Воображаемая вертикальная ось, проходящая через фигуру (назовем ее осью равновесия), должна опуститься на землю между ступнями. В той позе, в которой стоит офицер на иллюстрации (1) , ось должна коснуться земли точно между двумя следами стоп , в геометрическом центре очертившего их четырехугольника.

Эта фигура называется площадью опоры. Чем она больше, тем крепче человек стоит на земле. И он не упадет до тех пор, пока нижняя точка вертикальной оси будет находиться в пределах площади опоры, между двумя ступнями. Но стоит этой точке хотя бы на миллиметр выйти за границы означенной площади, как ваш персонаж неминуемо потеряет равновесие и начнет заваливаться.

Так обстоит дело, когда человек стоит симметрично относительно центральной оси. Фигура при этом излучает основательность и уверенность в себе.

Опора на одну ногу

Однако даже стоя на одном месте, человек может принимать самые разные позы. Понаблюдайте за собой, за окружающими, и вы сами убедитесь в этом. Самым выигрышным для скульптурной миниатюры и самым экспрессивным (из всех возможных спокойных) является положение с опорой на одну ногу (хиазм). В этом случае тело ради сохранения равновесия принимает S-образную форму — бедро опорной ноги приподнимается, бедро свободной опускается, плечевой же пояс наклоняется в направлении опорной ноги.

Естественно, в таком случае площадь опоры, ранее представлявшая собой четырехугольник между стопами, уменьшается до пятки, на которую теперь приходится весь вес изображенного на иллюстрации гусара (3). Теперь, когда тело ради сохранения все того же равновесия начало изгибаться, вертикальную ось уже не построишь просто по правилам симметрии. Как в этом случае добиться того, чтобы фигурка не заваливалась? Какая точка на теле должна проецироваться на след пятки? Есть рецепт.

Если смотреть в фас, то эта — яремная впадина — место, где сходятся две ключицы (4). В профиль же (5) это — седьмой шейный позвонок, заметно выступающая «шишка» у основания шеи (6)

Интересно, что если вертикаль выйдет за след опорной пятки и сдвинется в сторону второй, свободно «висящей» ноги, фигура может и не упасть. Однако напрочь исчезнет ощущение того, что она опирается на одну ногу — вторая поневоле примет на себя часть веса тела. И выйдет раскоряка. Впрочем, нельзя исключить того, что вам когда-нибудь понадобится именно такая композиция.

Принцип веретена

Строго говоря, если попробовать свести проблему равновесия фигуры к некой упрощенной схеме, то для этого лучше всего подойдет образ веретена. Как вы знаете, основой его является острая с двух концов ось, на которую намотаны нитки. В центре оси их слой самый толстый, к остриям он сужается. Применительно к человеку представим, что ось эта одним острием упирается в середину основания шеи, другим — в центр следа пятки. Навитый вокруг нее клубок — человеческое тело (7). И как бы неровно ни была намотана нить, в каком бы месте ни образовалось утолщение, ось неизменно должна оставаться вертикальной. Но, чтобы поставленное на одно острие веретено не упало, при наматывании нити необходимо соблюдать баланс: если где-то ее слой оказался толще, то с противоположной от оси стороны он обязательно должен стать пропорционально меньше.

Что это значит? Вот гладиатор-мирмиллон (8). Он сейчас явно упадет на песок арены лицом вперед. А вот он же, но со щитом в отведенной назад руке (9). Щит уравновесил композицию — и мирмиллон непоколебимо стоит над трупом соперника. Данный пример наводит на ряд важных мыслей.

Первая: предметы, которые ваш герой держит в руке, тоже имеют вес, порой немалый, и если персонаж не хочет упасть, ему приходится уравновешивать их тяжесть. Он либо должен взять в другую руку нечто равное по весу — как поступает летчик с двумя канистрами бензина (10) — либо наклониться относительно центральной оси в сторону, противоположную той, с которой его гнетет лишний вес. И вторая мысль: равновесие — это вопрос миллиметров. Чуть-чуть сюда — и человек стоит. Чуть-чуть туда — падает. Кроме того, в случае с нашим мирмиллоном очень важен вес щита. Будь он легким, плетеным, гладиатору не было бы нужды компенсировать его вес. Однако боец держит тяжелейший римский скутум — и потому слегка наклоняется вперед. Суть в том, что нам с вами, как зрителям, совершенно не обязательно разбираться в особенностях римского вооружения. Мы не знаем технологию производства скутумов, но при взгляде на фигуру гладиатора понимаем, что он был весьма массивен.

Принцип велосипедиста

Чаще приходится решать задачи постановки фигуры без всяких дополнительных аксессуаров. Но и здесь есть возможность оживить композицию. Вот генерал-северянин эпохи Гражданской войны в США. Он выпятил живот, да еще и сложил на нем руки (11). И только собрался упасть вперед лицом, как опомнился и откинул торс назад. Равновесие восстановлено. Вам еще не противно слышать это слово? Тогда продолжим. Собственно, услышав слово «равновесие», вы должны были бы прежде всего вспомнить про велосипед. Там потеря этого самого равновесия бывает весьма болезненна. А ведь велосипедист действует точно по принципу веретена (то, что фигура человек-велосипед гораздо сложнее, сейчас значения не имеет). Как поступает велосипедист, когда ему на ходу необходимо отклониться в сторону — ну хотя бы уйти от низко нависшей ветки (12)? Торс он переносит вправо, а таз и бедра — влево. Вся масса тела в зоне «А» уравновешивается массой в зоне «Б». В результате ось остается строго вертикальной, а туловище изгибается так, чтобы общая масса тела с обеих сторон оказывается равной.

Так что, если угодно, метод сохранения равновесия у фигурки можно называть не «принципом веретена», а «принципом велосипедиста». Что кому милее.

Падает... но не падает

Что же получается: сохранение равновесия — непременное условие работы с человеческой фигурой? Да. Но не всегда. Все зависит от задачи, которую вы перед собой поставили. Например, вам пришло в голову сделать человека, то ли привалившегося к стене плечом, то ли опирающегося на некую подставку — скажем, колонну или столик (13). При работе над подобной композицией вам придется вынести нижнюю точку оси равновесия за площадь опоры — ведь стоящий рядом предмет должен принять на себя часть веса персонажа. В противном случае фигурка не «навалится» всей тяжестью на ту колонну, к которой прислонилась, а будет просто стоять около нее. И вам не удастся достичь желаемого эффекта. И наконец, «высший пилотаж» — ось равновесия вовсе ушла за площадь опоры и при этом персонаж не имеет никаких отдельно стоящих «подпорок». Значит, фигура сделана неверно? А вот и нет. Солдат бежит, сломя голову (14). Или падает убитый — но исключительно следуя задумке автора, а не вследствие «производственного брака». Это суперсложная штука, и браться за подобную композицию следует, до тонкостей освоив не только данную тему (что не трудно), но и набив руку на более простых постановках фигуры, научившись «владеть телом персонажа», освоив тонкости анатомии.

Впрочем, затраченные на приобретение опыта усилия окупятся сторицей — безупречно выполненная фигура падающего или бегущего человека вызовет заслуженный восторг и здоровую зависть коллег по увлечению и благосклонных зрителей.

***

.

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com

Сергей Олюнин