Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Мамелюк 1807-08

Вступление:

Широкий спектр различных статей по покраске исторической миниатюры увеличивается день за днём, но эта тема остается одной из самых популярных. Это подтверждается активными обсуждениями каждой новой покрашенной фигуры как в многочисленных специализированных журналах, так и на форумах модельных сайтов. Планы о написании этой статьи давно висели надо мной, но всегда катастрофически не хватало времени.

И вот я решился рассказать о покраске на примере “новинки”, выпущенной фирмой 1st Guards. Автором скульптуры является Андрей Блескин, который широко известен в модельном мире и в моих рекомендациях не нуждается. Мне очень понравилась и эта скульптура, вышедшая из-под его “пера”, что подтолкнуло меня к решению, не откладывая дальше, написать эту статью. Ещё несколько слов о самой скульптуре: неброская и одновременно очень гордая поза, “орлиный” профиль выходца с Востока, яркие выразительные черты лица и тонкая, выверенная мастером, проработка каждой детали.

Начал я свою работу, как всегда, с изучения первоисточников. Итогом моих изысканий стала таблица цветовых вариантов униформы, по которым можно составить представление о том, что строгой цветовой гаммы у этого “варварского” вида кавалерии не было. А также предлагаю на суд моего искушенного читателя краткую историческую справку, составленную по следующим материалам:

  • OSPREY “Napoleon’s Guard Cavalry”
  • Cdt Bucquoy “Les Uniformes Premiere Empire” /“La Guarde Imperiale Troupes a’Cheval”
  • P. Courcelle “Soldiers and Uniformes of Napoleonic Wars”
  • L&F Funkcen “Les Soldats du Premiere Empire”
  • M. Rupert, P. Conrad “Napoleon Cavalry 1804-1815”

Я выбрал вариант униформы на 1807-08 года.

***

Историческая справка

Мамелюки, Франция 1804-13 Мамелюки входили в Гвардейскую кавалерию Наполеона. В течении всего времени службы мамелюки носили восточные костюмы - сирийский и турецкие. Костюм состоял из cahouk - головного убор, окруженого тюрбаном, сорочки, украшеной галунами и узорами, арабского кушака, шаровар и сапог. Перчатки гусарского образца из замши.

***

Подготовительный этап

На этом этапе надо тщательно обработать фигурку. С подгонкой деталей у меня никаких проблем не возникло, так как все детали отлично стыкуются. В “ногах” я просверлил отверстия и вставил штырьки для крепления на подставку. А в качестве “пьедестала” я использую для своих работ деревянные подставки из красного дерева и думаю, что не стоит на этом “экономить”.Если перефразировать А.П. Чехова, то “В фигурке всё должно быть прекрасно и скульптура, и покраска, и подставка...”

Для создания “поверхности земли” под ногами моего мамелюка я использовал Milliput, а вот камешки выложил натуральные, заранее припасенные ещё прошлым летом. Поверхность подставки лучше процарапать крест-накрест (“заштриховать”) для лучшего сцепления с Milliput ‘ом. В качестве имитации травянного покрова я использую мелко измельченную, испитую заварку, но из пакетиков, хотя сам предпочитаю чай другого качества. В целях сохранения лакового слоя на самой подставке я обычно обклеиваю её малярным скотчем.

Промежуточный этап

На этом этапе собираю фигурку по частям - туловище с руками и отдельно головной убор, сабля с пистолетом. Но обратите внимание на то,что я пока не укрепил фигурку на подставку. Теперь все эти детали необходимо загрунтовать, никаких “секретов” у этого процесса нет, а использую я обычно Citadel color цвета Skull white. Этот грунт хорошо распыляется, без крупинок, а главное, на него после высыхания очень хорошо ложится краска. На сделанную мной подставку, чтобы не испортить, наношу грунтовку кистью от Prince August No 919 Base Blanche (аналог Model Colour Vallejo только выпускается во Франции).

Покраска подставки

Созданная для подставки почва, по моему мнению, очень важная часть композиции. Вы можете отнестись к этому с некоторой долей скептицизма, но именно почва задает настроение, дает возможность “привязаться к местности” и даже определить время года. Поэтому я всегда очень внимательно отношусь к созданию почвы. В данном случае я выбрал сухую песчанно-каменистую почву с невысокой травой. Я хочу особенно подчеркнуть, что почва сухая и без грязи!

Покраска фигурки

В этой работе Я использовал акриловые краски от производителей: Vallejo (Prince August), APA Colour и Lefranc&Bouageois. Обычно я начинаю роспись фигуры с лица. Я отношусь к этой детали фигуры с большим “трепетом”, так как именно лицо прежде всего привлекает внимание и создает общее впечатление.

Но в этот раз я перевернул всё “с ног на голову”, т.е. начал покраску фигуры с ног. Предварительно я закрепил фигурку на древянную “черновую” подставку, от которой требуется только одно, её удобно держать в руке.

Итак, сапоги - основной цвет (в дальнейшем база) - Vallejo No 875 (Biege Brown), тени - Vallejo No 875 + No 941 (Burnt Umber), глубокие тени - Vallejo No 941, а высветления - Vallejo No 876 (Brown Sand)+ No 977 (Desert Yellow). Шпоры покрашены черной краской Vallejo No 950, а затем покрыты смесью серебряной и черной красок. Но после чуть “прошелся” чистым серебром. Серебро от американской фирмы Acrylic Artists ink, но хотел бы отметить (никакой рекламы), что серебро фирмы APA Colour (Италия) также очень хорошего качества.

Далее переходим к шароварам: База - смесь красок Vallejo No 981 (OrangeBrown) и APA Colour No 28. Тени - Vallejo No 985 (Hull Red) + No 908 (Carmine Red), а в глубокие тени добавляем Vallejo No 950 (черная). Высветление - Vallejo No 981 (OrangeBrown)+ No 947 (Red)

В начале в два слоя наносим базовый цвет. Потом сильно разбавленной смесью для высветления (V981 + V947)наносим краску на колени и выпуклости складок, постепенно увеличиая концентрацию краски, усиливаем их. Тени накладываются аналогично, начиная с совсем светлых тонов постепенно переходим к болеее глубоким. При покраске шаровар я учитывал с какой стороны падает свет, поэтому шаровары сверху выглядят более светлыми, чем снизу. Я думаю, что в данном случае, чем плавнее будет тонировка, тем лучше.

Когда шаровары были покрашены, я разместил фигурку на уже подготовленную подставку. И приступил к самому интересному - покраска лица.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что скульптор создал очень выразительное лицо “восточной” национальности, и моя задача на этой основе создать характер.

Покрываю всю голову базовым цветом - Vallejo No 876 Brown Sand) + No 981 (Orange Brown ) + No 955 (Flat Flesh). Далее приступаем к прорисовке глаз. Создаем глазные яблоки - white и буквально “капелька” Vallejo No 908 (Carmine Red) в уголках глаз. Теперь делаем зрачки - Vallejo No 950, сейчас очень важно не промахнуться, я не хочу, чтобы мамелюк страдал “косоглазием”, он должен иметь “волевой” взгляд и смотреть в одну точку.

Для этого я использовал немного коричневой краски и нарисовал радужку уже на готовых зрачках. Этот штрих практически незаметен на таком масштабе, но является очень важной деталью.Затем самой тонкой кистью ставлю белой краской еле различимые точки на центре зрачка - световые блики. Все эти штрихи позволяют оживить взгляд. Наносим первые высветления на участки лица: нос, подбородок, щеки, надбровные дуги, веки - Vallejo No 981 (Orange Brown)+ No 860 (Medium Fleshtone)+ No 815 (Basic Skintone) и усиливаем их. Далее нанесем самые глубокие тени Vallejo 981 (Orange Brown)+ 950 (Black) + 983 (Flat Earth) - линия носа, ноздри, переносица, уши, скулы. Почувствуйте себя в этот момент “пластическим хирургом” - Вы можете “состарить”, а можете “омолодить”, но главное, не навредить. Я положил самые контрастные высветления и тени, и таким образом придал лицу ещё больше живости и выразительности.

Теперь я перехожу к самому главному. Пришло время создать плавный переход от “света к тени”. Для этого я использую те же световые и теневые цвета только сильно разбавленные. Мне трудно дать Вам точный рецепт - что-то среднее между мутной водой и молоком. Перехожу к деталям. Как говорили в Древнем Риме: “Пренебрежение к деталям может погубить любое большое дело”. Итак, детали - брови, усы, губы, уши и непременно щетина. Боюсь разочаровть Вас доргой мой читатель, но я потратил много времени прежде,чем добился нужного результата.

Ёще раз хочу подчеркнуть, что данная модель позволяет покрасить её в самых разнообразных цветовых решениях, а главное, использовать очень яркие и насыщенные краски. Этим фигурка мамелюка очень интересна мне, как художнику.

При покраске куртки я использую ту же технику, что и при покраске шаровар. База - Vallejo No 930 (Dark Blue). Тени - Vallejo No 930 + No 925 (Blue) + No 950 (black) и APA Colour No 34. Высветление - Vallejo No 930 + No 963 (Medium Blue) и APA Colour No 34 в начале, а для усиления - Vallejo No 930 и APA Colour No 34. Галун наносим черной краской, а затем высветляем его, смешивая Vallejo No 950 + No 918 (Ivory), но только в тех местах, куда падает свет.

Кушак красим, используя в качестве базовой краски, смешивая в равной пропорции Vallejo No 963 (Medium Blue)+ No 918 (Ivory). Дале наносим тени, добавляя к базовой смеси (No 963 + No 918) Vallejo No 930 (Dark Blue), а после постепенно высветляем его, увеличивая в базовой смеси (No 963 + No 918) содержание Vallejo No 918 (Ivory) . Чем больше добавить Vallejo No 918, тем светлее будет кушак. Закончив с покраской самого кушака, я перехожу к его кистям. Сначала я зачернил кисти, а затем, используя Vallejo No 793 (Rich Gold), я добился эффекта настоящей золотой нити.

Рукава рубашки:

Базовый цвет - Vallejo No 891 (Intermediate Green)

Тени - Vallejo No 891 + No 970 (Deep Green) и APA Colour No 40.

Высветление - Vallejo No 891 + No 837 (Pale Sand)

Узор по краю рукава я наносил черной краской.

Я покрасил шнур сабли, используя Vallejo No 908 (Carmine Red) и No 911 (Light Orange).

Перевязь и сумка.

Для перевязи я выбрал базовый цвет Vallejo No 909 (Vermllion), и крышку сумки покрасил тем же цветом. Так как эти сумки были сделаны из кожи, то внутреннюю часть под самой крышкой я покрасил при помощи цвета Vallejo No 856 (Ochre Brown). Тени я наносил, используя смесь базового цвета Vallejo No 909 и черной краски Vallejo No 950. Так как крышка сумки сделана из лакированной кожи, то её я покрыл глянцевым лаком. Я закончил эту часть работы, покрасив пряжки, элементы фарнитуры и орла на крышке сумки. Предваритльно закрасил эти детали черной краской, а затем смесью черной и золотой, в самом конце сделал несколько высветлений смесью золотой и серебряной красок.

Перчатки.

Для перчаток, как это не покажется странным, мне потребовалась значительно более широкая палитра красок: Базовый цвет - смесь Vallejo No 913 (Yellow Ochre) + No 819 (Iraqui Sand)+ No 929 (Light Brown) Тени - смесь Vallejo No 929 (Light Brown) + No 875 (Biege Brown) + No 950 (Black) Высветление - смесь Vallejo No 913 (Yellow Ochre) + No 819 (Iraqui Sand) + No 875 (Biege Brown) + No 929 (Light Brown)

Я покрасил кинжал и кобуру пистолета, используя ту же технику.

Головной убор

Я покрасил шапку, используя смесь Vallejo No 957 (Flat Red), APA Colour No 30 и Poly Colour No 256.

Я думаю, что тюрбан красить сложнее, так как он белого цвета. В качестве базового цвета я использовал Vallejo No 815 (Basic Skintone), а затем высветлял базовый цвет, добавляя Vallejo No 918 (Ivory) и Vallejo No 951 (White).

После того, как головной убор был практически готов, я закрепил его на голове мамелюка при помощи клея. И покрасил черным цветом Vallejo No 950 султан, высветляя сильно разведенной краской Vallejo No 918 (Ivory). А затем, покрасил золотом эмблему и держатель султана.

Я покрасил саблю и закрепил её на боку фигурки при помощи клея. Если Вы считаете нужным добавить больше реалий походной жизни, то можно при помощи сухой кисти нанести на обувь и шаровары “пыль” и “грязь” боевых дорог. Но как я и отмечал ранее - почва у нас сухая и от грязи я отказался.

Хотелось бы отметить, что данная фигурка может быть покрашена во множество цветовых вариантов – все зависит от предпочтения автора к цвету или привязки к исторической дате...

Вот и все! Желаю удачи!

Желающие могут скачать эту познавательнейшую статью в формате .pdf вот отсюда

***

Константин

Все права на материал принадлежат Константину Судьину

Печатается с разрешения автора

обсудить на форуме