Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Изготовление "стандартного манекена" для фигурки человека

Для изготовления манекена нам нужно:

а) распечатать шаблон в нужном размере

б) приготовить подходящую проволоку

в) приготовить нужный материал для лепки.

Представленный в статье манекен делается для модели стандарта 75 мм. Как распечатать шаблон в нужном масштабе - читайте в статьях Как распечатать шаблон в нужном масштабе (с использованием Photoshop и бесплатной программы IrfanView) и Создание масштабного шаблона в CorelDraw.

Далее выбираем проволоку. У меня есть небольшие залежи стальной проволоки. То, что здесь представляю на снимках - это еще не все мои богатства.

Выбор проволоки зависит от того, какого размера вы будете строить манекен. Чем фигура крупнее, чем больше массы будет нести арматура, тем более крупную проволоку выбирайте.

Небольшие богатства из моих запасов: самый крупный моток - это стальная проволока диаметром 1.5 мм. Она слишком толстая для маленьких манекенов, зато очень подходит для ног крупных фигур - 90-120-160 мм. Другой моток - 30 метров 1.0 мм стальной гальванизированной проволоки. Самое то для 75 и 54 мм фигур - для ног и позвоночника. В качестве арматуры для рук или для маленьких игровых фигурок хорошо подойдет 0.7 мм проволока. На снимке еще видна катушка оловянной проволоки для пайки 1.5 мм: ценнейшая вещь для изготовления арматуры для манекена там, где ее надо будет впоследствии перерезать. Также у меня есть еще и 1.0 мм оловянная проволока для пайки. Ее с успехом можно использовать для рук.

Материал для лепки может быть любой - как эпоксидные патти, так и термопластики. Ради прочности я предпочитаю первые. В данной работе я использовал патти Квик-вуд - лучшее решение для создание манекена: материал твердеет быстро и сохраняет достаточную прочность - самое важное качество для манекена, которого можно будет потом безжалостно мучить и по-всякому изгибать, ища нужную позу.

Первый этап - П-образная заготовка для ног.

На практике она оказывается не совсем П-образной. Верхняя перекладина буквы П изогнута немного книзу, как в букве М. Верхние углы заготовки соответствуют положению тазобедренных суставов. Далее идут колени, не забудьте про схождение бедренных костей к коленям, затем согнув и вновь отогнув проволоку намечаю коленные суставы, далее иду вниз и делаю загиб пяточки (не знаю почему, но в последнее время понравилось делать именно таким образом), далее даю еще 2/3 длины стопы и отгибаю концы проволоки вниз, давая еще примерно сантиметр длины в качестве штырей, которые можно втыкать в основание.

Второй этап - арматура позвоночника прикручивается к арматуре ног.

Затем делаю трусы и грудь. После некоторой практики детали эти делаются нужного объема и формы в один присест. Но если кому трудно сразу определить правильный объем и форму трусов - предлагаю упрощенный способ изготовления: вместо трусов делаю довольно плоскую деталь в форме треугольника, вместо бочкообразной груди - даю плоской деталью только ее контур без плеч и шеи - так как изображено красным контуром на шаблоне. Заготовку, изображающую руки креплю так, чтобы сами плечи не были зафиксированы в материале - это удобно для того, чтобы позже выставлять плечи по высоте. Заготовку для рук никак не сгибаю, оставляя себе возможность вытащить прямую проволоку из ее места (и, разумеется, вставить обратно, когда понадобится.

Вот так выглядит плоская заготовка.

Из остатков материала я сделал заготовки для ступней и то, что осталось пустил на бедренные кости. При этом важно не покрывать материалом области суставов: бедренного и коленного, а также, чтобы "ботинки" не мешали изгибать голеностоп.

Приближаемся к финалу - добавляем массу на трусы спереди и немного сзади, и на грудную клетку, демонстрируя ее бочкообразность. Сo стороны спины я добавляю немного материала грудной клетке, и еще больше спереди. Таким образом проволока хребта оказывается в том самом месте, где у нормального человека этот хребет и проходит. Сверяйте размеры по распечатанному шаблону. Размеры заготовки не должны выходить за контуры на шаблоне. "Худого" манекена всегда легче "одеть", чем ножом срезать лишнее на слишком толстом.

Самые последние крохи материала добавляю в качестве плечевых костей и костей голени.

После застывания материала, манекен практически готов. Теперь его можно начинать гнуть, выставляя позу. Как видите, все места суставов и все подвижные части позвоночника остались открыты для сгибания.

Вот, собственно и вся наука изготовления манекена.

Чего я не делаю - это не обматываю проволоку арматуры еще кучей витков проволоки. По мне такая практика - от лукавого и от недостатка подходящего диаметра стальной проволоки.

Второе чего не делаю - не делаю заготовки слишком большого размера. Легче добавить недостающее, чем отрезать лишнее.

Третье: манекен - существо бесполое. На этом этапе - никаких грудей и широких бедер не надо.

Четвертое: стараюсь делать так, чтобы вся шея оставалась непокрыта материалам и проволока шеи была свободной для изгибания. Если необходимо сделать человека с согнутой вперед спиной, либо вообще горбуна, соответственно на нужном этапе добавим больше материала на спину, скруглив её, и меньше на грудь, делая грудь впалой, вогнутой.

В качестве бонуса к этому простенькому и короткому уроку, давайте быстренько поглядим, что происходит с манекеном дальше.

Это будет так сказать, до безобразия сокращенный курс анатомии. Пример такого курса я наблюдал в учебном курсе тренеров для качалок. Назвал его "взлет-посадка" по примеру предвоенного курса для пилотов. То есть меньше знать просто грешно, ибо дальше этого минимума невозможно сокращать анатомические представления о человеке.

Но при этом, именно такой такой минимальный курс и представляется мне наиболее подходящим для процесса наращивания объемов на манекене. Просто потому, что при лепке мы не вылепляем по отдельной мышце, а накладываем материал в определенные места, имитируя объемы больших или меньших групп мышц. При этом еще и порядок действий, неоднократно отработанный имеет сою логику и свое удобство.

Я обычно начинаю с ног. Первым делом накладываются приводящие мышцы бедра, они же аддукторы. Делаем такую треугольную пластину и располагаем ее по внутренней поверхности бедренных костей.

Второй шаг - мышцы задней поверхности бедра. По-английски их называют hamstrings (это для того, чтобы было легче найти картинки соответствующих мышц в Сети). Идут они двумя колбасками от седалищных бугров по задней поверхности бедренной кости, затем расходятся в стороны и заканчиваются ниже колена на боковых поверхностях берцовых костей. Эти мышцы сгибают колено и разгибают бедро.

Спускаемся на заднюю поверхность голени. Накладываем массу икроножной мышцы, а по передне-наружной поверхности голени добавляем еще тонкую жилку малоберцовых мышц. Икроножная мышца обеспечивает сгибание стопы книзу, малоберцовые - сгибают стопу кверху (как если бы мы захотели ходить на пятках)

Далее переходим на переднюю поверхность бедра и от тазобедренного сустава вниз к колену сверху и с боков накладываем мощную массу четырехглавой мышцы бедра, он же квадрицепс бедра. Это целый блок, состоящий из четырех мышц, функция которых: сгибание бедра и разгибание колена. Накладывать можно отдельными полосками, а можно и наложить единым блоком. На снимке на одной ноге показано так, а на другой ноге - другим способом. Каким образом вы будете их накладывать - не важно. Делайте так, как вам удобно.

Далее - накладываем ягодичные мышцы. По сути дела их три, но видим мы только две, а лепим вообще единой массой. Начинаются они от тазобедренного сустава и расходятся по гребню тазовой кости (в нашем случае - до верхнего края "трусов" манекена. Этот блок имитирует среднюю ягодичную мышцу, она отводит бедро вбок и большую ягодичную, которая выпрямляет бедро.

На этом - все, что касается нижней конечности и ее пояса.

Вы сразу меня можете спросить: а неужели, когда ты, Доктор, делаешь свои еженедельные манекены, ты занимаешься всей этой возней? И я отвечу: именно так и только так! Пять четких последовательных и логичных шагов, которые дают достаточно четкую и анатомически верную конструкцию нижней конечности. При желании все эти сопли и макаронины можно загладить очень гладко и красиво, хотя обычно этого не требуется, потому как потом мы будем одевать модель, зато при одевании у меня уже есть четкие анатомические точки для того, чтобы ориентироваться, как, откуда и куда пойдут складки одежды.

Движемся дальше: корпус.

Важно не забыть наложить две группы мышц: косые мышцы живота и лестничную мышцу. Они нам очень нужны для доведения фигуры до нужного объема тела. А по функции они делают вот что: косые мышцы живота сгибают туловище вбок (в свою сторону), а лестничные мышцы, начинаясь под лопаткой и крепясь, как бы вплетаясь между ребрами - раздвигают лопатки.

Далее - делаю лопатки и между ними - ромбовидная мышца. Ромбовидные мышцы - антагонисты лестничной: они сближают лопатки.

Третий шаг: широчайшая мышца спины. Её функция - разгибание и приведение плеча. Крепится она ко внутренней поверхности плечевой кости.

На передней поверхности туловища изображаем еще две пары мышц: двумя вертикальными лентами обозначаем прямые мышцы живота, кубики рисовать не обязательно. Одним концом они спускаются до самого низа "Трусов", а другим концом лежат на грудной клетке. Их функция - сгибание корпуса вперед. Вторая пара - большая грудная мышца. Заметьте, что между грудными мышцами я оставил незаполненный промежуток грудины. Другим своим концом она крепится к внутренней поверхности плечевых костей. Функция большой грудной мышцы - фронтальное сведение плечевых костей.

Снова переходим на спину и тоненько добавляем треугольник нижней и частично средней части трапециевидной мышцы. Ширина ее доходит до середины ширины лопаток, а вниз она спускается до 6-7 грудного позвонка.

Верхние конечности и их пояс. Тут все элементарно просто:

На плече - с одной стороны бицепс, с другой - немного помассивнее - трицепс. Плечевой сустав со всех сторон окружает дельтовидная мышца, состоящая из трех частей: передней, средней и задней. Передняя начинается от ключицы, задняя начинается снизу от лопаточного гребня. Все три части крепятся к плечевой кости. Их функция соответственно: у передней - сгибание плеча, у средней - отведение плеча и у задней - разгибание плеча.

Это практически все, что нам надо знать про верхнюю конечность.

Не хватает еще мышц шеи и предплечья. Покажу их при случае, это так же просто, как и все уже рассказанное выше.

Пока мы будем смотреть на дело рук наших, повторять и запоминать все уже изученное повторю, что меньше знать просто непозволительно, зато хорошо усвоив хотя бы этот объем, вам будет очень просто понять, как все это действует на человеке, вам будет проще рисовать фигуру и, конечно же лепить. Особенность информации в том и заключается, что она умудряется забываться (я тоже уже изрядно подзабыл то, что делал год назад во время большого анатомического урока), так что делая манекен повторяйте последовательно эти шаги - очень вам пригодится. Причем пригодится не только для фигурок человека, но и для всяких орков-эльфов-гномов. Архитектура то одна и та же, только объемы мышц будут отличаться.

Теперь пришло время поговорить о голове и шее нашего стандартного бесполого манекена, которому уже пришло время обзаводиться какими-то индивидуальными чертами.

Если помните, то на той части арматурины, где должна быть голова я не делаю никаких намоток проволоки. Я люблю, когда голова съемная. Часто голову леплю прямо на скелете, иногда леплю отдельно от фигурки, - это не принципиально. А что мне действительно важно - это чтобы после того, как я вылепил и запек голову я мог бы ее на этой голове покрутить-повертеть, найти нужную ей позицию и только потом добавить к ней шею.

Вот так прямо беру и налепляю кусок материала на проволочину. Налепил и ничего под пальцами не крутится.

Не станет эта голова крутиться, если будет сидеть на таком шмате пластики.

Закончил лепить голову и этот лишний шмат убираю аккуратненько, чтобы саму голову не повредить. Убрал лишнее и - в печь.

Достал голову из печи и можно переходить к строительству шеи. Перед этим, конечно надо еще раз все примерить, посмотреть, хорошо ли сидит и только когда я доволен положением головы, перехожу к лепке шеи.

Шея лепится в три приема.

Прием первый: накладываю материал по передней поверхности шеи. Там где глотка, кадык и прочие мерзости.

Второе: с двух сторон - грудинно-ключично-сосцевидная мышца. Начинается она от сосцевидного отростка черепа (установите палец за ухом и нащупайте шишку - это он и есть). От его нижней стороны эта мышца и начинается. Далее по ходу она разделяется на две ножки - к грудине и к ключице.

Этап третий - верхняя часть трапециевидной мышцы.

На этом заканчивается весь рассказ о постройке манекена. Мы имеем вполне годную модель в нужной позе. Теперь останется её одеть, обвешать амуницией, погонами и медалями и - на выставку!

Так же рекомендую обратить внимание на статью Люди и манекены

***

обсудить на форуме