Военно-историческая

и не только

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Последние обсуждения на форуме:

Рассказ девятый. Свободная верхняя конечность

Этот рассказ завершает тему построение скелета. Осталось достроить только кости верхней конечности.

Давайте начнём сверху. Плечевая кость - самая длинная и самая мощная кость свободной верхней конечности. Общий дизайн ее довольно прост и вдобавок чем-то очень сходен с конструкцией уже рассмотренной нами бедренной кости. Тело кости или диафиз, можно рассматривать его как довольно прямую трубу, имеющую в нижнем своем конце небольшое расширение в местах эпифизов и легкий загиб кпереди. На верхнем левом снимке мы видим тело кости немного сбоку. На верхнем конце, том, который входит в состав плечевого сустава имеется головка сустава. Она шарообразная, что позволяет плечу двигаться в любом направлении. В отличие от бедренной кости, она представляет из себя не шар, прикрепленный к телу, а полушарие. Полушарие это размещено так, что оно направлено не строго вбок, а вбок и чуть-чуть назад и еще немного вверх. Примерно так же у нас расположена и головка тазобедренного сустава по отношению к бедренной кости. Для большей схожести с дизайном плечевой кости я добавляю вблизи плечевого сустава еще пару бугорков - малый и большой бугор. У человеческой плечевой кости они не то, чтобы очень крупные, и не то, чтобы очень сильно формообразующие, но упомянуть об их существовании все же стоит, имея в виду тот факт, что когда вы станете рассматривать плечевую кость лошади, то там эти бугры гораздо более выпуклые. Это к тому, что кости людей и прочих млекопитающих имеют в сущности очень сходное строение. И рассматривая плечевую кость лошади для вас уже не будет новостью, что на ее кости есть сильно выпирающие бугры вблизи плечевого сустава, потому, что такие же образования, только меньшего размера, есть и на плечевой кости человека.

Теперь, когда у нас уже есть шаровидная головка плечевого сустава, мы уже определили, какая сторона этой кости будет наружной (латеральной), а какая часть внутренней (медиальной). И вдобавок определили какой - правой или левой будет сама плечевая кость.

Таким образом, на среднем снимке вы можете определить, что представлена модель правой плечевой кости и мы ее видим спереди.

Теперь устремляемся месту локтевого сустава. К этой части плечевой кости крепятся две кости предплечья: локтевая (Ulna) и лучевая (Radius). Локтевая крепится медиальнее, то есть ближе к туловищу. Чтобы этот факт запомнить и не путать, попробуйте вспомнить, как вы когда-нибудь стукались локтем и попадали по локтевому нерву? Было довольно забавно... По-английски это местечко на локте так и называют: Funny Bone - забавная косточка. Так вот она находится с той стороны, где находится локтевая кость. И мы ее очень легко можем прощупать. На самом деле мы при этом прощупываем не какую-то специальную отдельную кость, а латеральный мыщелок плечевой кости - он у нас выступает таким уголочком. Поверхности локтевого сустава выглядят как два параллельных валика, охватывающего спереди назад весь эпифиз плечевой кости (смотрим на снимок в нижнем ряду). Таким образом, в нем возможно движение сгибания-разгибания. Эти валики как бы задают направление этого движения. Левее двух этих валиков вы видите еще небольшой шарик. Это - место крепления лучевой кости. Шаровидный сустав, как мы уже знаем на примере тазобедренного и плечевого суставов имеет большую свободу движения в разных направлениях. Так оно и есть: локтиевая кость может двигаться только в направлении сгибания разгибания предплечья, в то время как лучевая имеет возможность еще к парочке дополнительных движений. Подробнее об этом мы поговорим чуть позже. А пока можно резюмировать, что в области локтевого сустава плечевой кости есть месть для крепления двух костей: медиально - локтевой и латеральнее - лучевой.

Чтобы завершить рассмотрение общего устройства плечевой кости снова взглянем на нее целиком на правом снимке в верхнем ряду. Кстати, сейчас мы смотрим на ту же правую локтевую кость, но уже сзади. По латеральной поверхности немного выше середины плечевой кости я добавил небольшую Дельтовидную бугристость - это место, где прикрепляются дельтовидные мышцы. Вдобавок, по задней поверхности над суставными поверхностям идет довольно глубокая вмятина. Вот и все относительно общего дизайна плечевой кости. С этого момента можно открывать учебник рисования или анатомии и знакомиться со всякими мелкими подробностями её устройства.

О костях предплечья мы поговорим чуть попозже, а сейчас перепрыгнем сразу к рассмотрению кисти руки.

Кисть в целом состоит из кучи довольно мелких костей запястья, костей пясти, которые составляют кости ладони и костей фаланг пальцев. Костей фаланг все пальцы, кроме большого имеют по три. Только большой палец имеет две фаланги (точно так же, как и на ноге).

Еще раз стоит упомянуть и подчеркнуть наличие запястья. Эта, казалось бы небольшая, но очень важная часть кисти. Важная как функционально для выполнения разнообразных движений, так и заметная визуально.

Для нас нет смысла рассматривать каждую из костей, образующих запястье. Мы можем рассматривать запястье единым блоком, помня о том, что вся эта часть достаточно подвижна.

Переходя к рассмотрению общего дизайна кисти, очень кстати будет сразу же определить ее размеры. В принципе, как вы понимаете, кисть, как и стопа ноги - вещь очень вариабельная по размерам и совершенно невозможно указать точно "от сих до сих". Поэтому лучшим способом является - назначить за основу какой-то один определенный размер, а далее, работая с конкретной фигурой можно немного эти размеры и соотношения варьировать.

Таким образом, за основной размер для ширины ладони я, волевым решением, принимаю 3/5 ширины головы, то есть немного больше половины ее ширины. По крайней мере я считаю это верным для мужской ладони. Для женской неплохим ориентиром будет 1/2 ширины головы.

Длина выпрямленной кисти будет от подбородка до немного выше середины лба, но чуть-чуть не достигая линии роста волос. Это опять же - чисто "волевое" решение, основанное на рассматривании собственных рук и рук ближайших родственников. Каждый может для себя этот размер выразить в любых удобных ему единицах, сравнить с любой другой частью тела или определить свои собственные пропорции длинны и ширины кисти. Я же считаю довольно удобным в процессе работы над миниатюрой сравнивать размеры кисти именно с размерами головы. Просто потому, что обычно кисть я делаю после того, как у меня уже имеется голова модели, во-вторых, руки обычно делаются отдельно от модели и просто удобно взять и приложить одно к другому.

Дальше я начинаю постепенно вычерчивать прямоугольник, в который и будет вписана кисть.

Можно заметить, что этот прямоугольник состоит из двух квадратов, равных ширине ладони и еще небольшой добавки равной примерно трети квадрата. Отрисовываю запястье. По ширине оно составляет 3\4 ширины ладони и какая-то его часть с той стороны, что прилежит мизинцу идет прямо, потом образовывается изогнутая полукруглая линия, а у большого пальца имеется небольшая треугольная добавочка. При лепке мне не надо специально добавлять этого треугольника, но зная, что вся верхняя поверхность запястья имеет полукруглую форму, мне достаточно просто согнать часть материала в направлении большого пальца, из чего и будет образован этот треугольник.

Далее я определяю месторасположение пястно-фалангеального сустава третьего (или среднего) пальца. Это в целом удобно начинать со среднего пальца, потому как все остальные длины и места суставов можно определять относительно с ним.

Поэтому, ровно на середине общей длины ладони и сбоку от осевой линии прямоугольника (сбоку - в сторону большого пальца) рисую квадрат для соответствующего сустава среднего пальца. Оставшееся расстояние до кончиков пальцев я снова делю пополам и там располагаю один из суставов фаланги среднего пальца. Оставшееся снова делю пополам и последний квадратик фалангеального сустава ставлю не посередине этой линии, а только одной стороной, сдвигая его таким образом в направлении кончика пальца. Дальше, у меня остается совсем немного места для конечной фаланги. Если я буду лепить палец, то его граница уже определена. Ну, а кость крайней фаланги заканчивается немного не доходя до края.

Пястно-фалангеальные суставы других пальцев я выставляю ориентируясь на положения суставов среднего пальца. И точно так же отрисовываю и фалангеальные суставы всех остальных пальцев - сначала второго и четвертого, затем мизинца и в конце концов - большого. Я постарался сделать рисунки достаточно понятными, чтобы избежать необходимости все это объяснять словами.

Теперь нам осталось только рассмотреть кости запястья.

Как я уже говорил их две: лучевая и локтевая. Надо очень хорошо запомнить только то, что локтевая расположена в направлении мизинца, а лучевая - в направлении большого пальца. Таким образом, когда мы поворачиваем ладонь кверху, книзу - куда угодно - это прикрепление лучевой и локтевой кости не меняется. За счет того, что лучевая кость, если помните, в локтевом суставе имеет шаровидный сустав, она может двигаться в любом направлении и при повороте кисти ладонью вниз она как бы перекрещивается с локтевой. Если же мы повернем кисть ладонью кверху, то обе кости будут идти параллельно друг другу.

Обе кости - лучевая и локтевая имеют довольно похожий общий дизайн - в форме клина, у которого один конец узкий, а другой - широкий. У локтевой кости широкой является локтевая часть, а запястная - узкой. У лучевой кости - все наоборот. Так что обе они расположены как бы "валетом" и так, чтобы друг другу не мешать.

Чуть-чуть более подробно я покажу устройство локтевой кости.

Сначала мы видим общую форму её - клин. Затем, в области локтевого сустава добавляется вот такой изогнутый отросток - олекранон. У лучевой кости такого отростка нет. Вот этот то отросток и заходит в довольно глубокую выемку на задней поверхности плечевой кости, когда мы выпрямляем предплечье. Еще на медиальной стороне тела локтевой кости я делаю небольшую добавку в области локтевого сустава - чтобы его окончательно сформировать. Боюсь, её трудно разглядеть на снимке, но может быть будет понятно из рисунка, где, как вы видите, в области локтевого сустава предплечье в сечении имеет форму треугольника, а в области запястья - уплощенного овала.

С общим и даже довольно детальным устройством свободной верхней конечности мы разобрались.

Теперь осталось определиться с размерами.

Когда мы рисуем нашу схему-шаблон, то условно обозначаем локтевой сустав в виде шарика на высоте пупа. В принципе, такое определение расположения будет верным тогда, когда мы смотрим на всю руку, согнутую в локте. Тогда нижняя граница локтевой кости будет лежать в точности на высоте пупа. Сама же суставная щель, как вы понимаете, будет расположена чуть выше.

Что же касается измерений плеча и предплечья, то мне кажется, что вполне удобно и рационально будет выражать их через длину ладони. И тогда получаестя, что длина плеча будет равна двум длинам ладони, а длина предплечья - полутора ладоням. Мне показалось такое измерение достаточно удобным и практичным. По крайней мере в том смысле, то совершенно точно выразить длину плеча или предплечья через высоту или ширину головы в целых числах будет трудно: нам придется оперировать либо округленными понятиями: "примерно две ширины головы", либо дробными числами (одна и семь восьмых, например). При измерении длины предплечья и плеча, не забывайте, что мерять их надо сзади (плечо) и предплечье снизу по ходу локтевой кости. Потому как при сгибании в локтевом суставе по передней поверхности плеча получится совсем другая величина, которая будет тем меньше, чем больше мышц наворочено на предплечье и плечо.

Вот практически готовый экспонат анатомического театка, который послужит нам "классной доской" для демонстрации мышц. У него уже выросли руки и, принимая во внимание его драматическую позу, я решил назвать его Орфеем (одной рукой он чего-то там в направлении улепетывающей Эвридики, а другой - держит гитару, кифару, арфу или что там полагалось Орфею).

***

Материал подготовлен для сайта chen-la.com

DrLutz